Нормативы на потребление воды существенно завышены, поэтому объем в ежемесячном счете при начислении оплаты по нормативам значительно больше потребленного объема. Гораздо выгоднее установить счетчик и оплачивать услуги с учетом реального расхода. Но этот прибор требует периодической проверки, а провести ее без паспорта практически невозможно.
Зачем нужен паспорт на счетчик
Паспорт на счетчик воды является документом, где отображена вся важная информация о приборе. В нем указывают:
- дату выпуска прибора;
- средний срок службы;
- когда была проведена первичная заводская поверка;
- технические характеристики;
- наименование и адрес производителя;
- гарантийный талон;
- погрешности измерения;
- допустимое давление в водопроводе.
В техническом паспорте изделия приведена фотография водосчетчика. Там указан уникальный идентификационный номер прибора, он же продублирован на поверхности изделия. Это восемь цифр. Шесть последних – непосредственно номер. Первые две цифры в ряду – это год изготовления прибора. Теоретически на разных моделях устройств комбинация обозначений может выглядеть по-разному, но пока это именно восьмизначная маркировка.
Самое главное, что указано в паспорте водяного счетчика – это отметка о поверке. Успешное ее прохождение означает, что конструкция готова к работе. Данные по первичной проверке: дата, фамилия специалиста, проводившего поверку и печать, заверяющая процедуру. Именно с учетом даты первичной поверки будет назначаться последующая. Для счетчиков горячей воды срок в среднем составляет – 4 года, для холодной – 6 лет. Однако данные могут отличаться.
Для уточнения даты как раз и нужен паспорт. Если документ не удается отыскать, то счетчик нельзя будет опломбировать или поверить. Управляющая компания откажется это делать. Поэтому так важно знать, что делать при утере паспорта водосчетчика и что его нельзя специально выбрасывать.
Что делать при утере
Если утерян паспорт на новый, еще не опломбированный прибор, то нужно обращаться на завод-изготовитель либо приобретать счетчик. Если же он уже установлен, введен в эксплуатацию, и к дате очередной поверки не удается отыскать его паспорт, важно поискать акт ввода в эксплуатацию. Так как в этом документе дублируются даты и указывается периодичность, с которой конкретная модель счетчика должна проходить поверку.
Если никаких документов, подтверждающих дату производства, первичной поверки счетчика нет, то прибор придется заменить, потому что у изделия свой срок эксплуатации и определить его визуально невозможно. Проверяющий, который будет проводить процедуру, не увидев никаких данных о предыдущих поверках, придет к выводу, что прибор необходимо заменить.
Куда обращаться
Если оригинал документа хранится у хозяина квартиры, в которой установлен счетчик, то копии нередко требуют предоставить управляющие компании. В квитанции на оплату воды указывается уникальный номер прибора и сопутствующие сведения, это значит, что в коммунальной службе имеются данные о регистрации аппарата и его пломбировке. Копии могут храниться в водоканале или домоуправлении. Если счетчик устанавливался сторонней компанией, то и у них может быть копия акта ввода в эксплуатацию.
Можно ли восстановить паспорт
Восстановить паспорт могут на заводе-изготовителе. Для этого нужно знать точный адрес и направить туда официальный запрос, где указывают тип и модель, номер изделия, и обозначения на пломбе. Можно отправить производителю фото прибора, где четко видны все маркировки. Услуга не бесплатная. Она стоит в районе 100-400 рублей.
Шанс, что завод предоставит данные по зарегистрированному прибору, есть, но минус этого способа восстановления – ответа придется ждать долго. А за текущий период плата за воду будет начисляться по нормативам. Может быть и так, что фирма-изготовитель не восстанавливает утерянные данные. Оказать давление законным способом никак нельзя. Законодательно такая мера не предусмотрена. В результате будут потеряны деньги и время.
В целом, это трудозатратная процедура, а восстановить данные, по отзывам пользователей, практически невозможно. Однако если завод все-таки пришлет дубликат паспорта, то можно обратиться в коммунальную службу, которая обязана сделать перерасчет за весь период, когда начисления производились по нормативу.
Согласно практике, только каждый второй счетчик проходит поверку. Учитывают и то, что устройства не всегда проверяют на дому, иногда их приходится снимать, возить на поверку и заново устанавливать. Затем требуется предоставлять в жилконтору документы на установку. В таких случаях замена счетчиков на новые при потере технического паспорта — не пустая трата денег, а вполне разумный подход к решению проблемы.
Если документ нельзя восстановить
Старый счетчик, на который не удалось восстановить потерянные документы (не нашлось акта о проведении поверки, ни других документов, подтверждающих правомерность установки пломбы), к эксплуатации больше не пригоден. И его меняют на новый. Если же нашелся акт ввода в эксплуатацию, счетчик могут поверить. К тому же, если представитель водоканала пришел ставить пломбу и не оказалось документов на счетчик, можно посмотреть последний счет на оплату.
Форма счетов на оплату специально была расширена и теперь в каждой квитанции указывают информацию о приборе учета: его марку, идентификационный номер, дату следующей поверки. При отсутствии паспорта изделия, даже если поверка будет проведена, последующие интервалы между поверками сокращаются до одного года.
Если в итоге установить новый счетчик, то на него будут другие документы со всеми необходимыми отметками.
Поверка счетчика без паспорта
Проводить поверку счетчика без паспорта нельзя, точнее можно ее провести, но она будет недействительна. Тем не менее, некоторые проверяющие компании его отсутствие не останавливает. Незнающий человек, соглашающийся на такую поверку, рискует потратить зря деньги и нервы.
Не помешает узнать, как отличить компании, представители которых лишь выдают себя за метрологов. Эта информация поможет в будущем избежать обмана. Признаки мошенников:
- Услуга навязывается по телефону. Формально незарегистрированные организации или компании, лишенные аккредитации, зарабатывают на доверчивых гражданах, надоедая звонками и присылая поддельные квитанции. При отказе от проверки они пугают высокими штрафами и другими санкциями.
- Представитель не имеет удостоверения. Профессиональный метролог должен иметь удостоверение с фотографией и синей круглой печатью. На проведение поверки есть право только у инженеров и техников по метрологии. Другие должностные лица проводить поверку не имеют права.
- Отсутствует прибор для поверки. Самые популярные — «Тест-ВС» и «ВПУ Энерго-М». Первый упакован в черный чемодан, второй – в синий. Нужно проконтролировать, каким устройством и каким образом пользуется проверяющий. Некоторые приходят на поверку с пустым чемоданом, а другие приносят самостоятельно собранную из фитингов и манометров конструкцию, которая, по сути, является муляжом.
- Предлагают замену вместо поверки. Если, не проведя поверку, специалист предлагает заменить прибор, он хочет получить больше денег, потому что это стоит дороже. Причем, желая сэкономить, мошенники установят самый дешевый водосчетчик.
- Вводят в заблуждение. Настаивая на замене, могут аргументировать выгодность своего предложения тем, что к дате следующей поверки срок эксплуатации уже истечет. Однако закончившийся срок службы не влияет на право использования счетчика. Если измерительный прибор пройдет поверку, то его можно применять и 20 лет, вместо обозначенных 12.
- Низкая стоимость услуг. Мошенники могут предложить низкую цену, так как они не несут дополнительных расходов, как лицензированные компании. Но сэкономить не получится, потому что документы не примут в управляющей фирме.
- Дополнительные услуги. Недобросовестные проверяющие навязывают дополнительные услуги, установку сантехнических приборов или приспособлений, способствующих экономии воды, по высокой цене. Эти мероприятия не являются обязательными. Единственное, нужно почистить фильтр грубой очистки, с чем можно легко справиться самостоятельно.
Паспорт на водосчетчик – важный документ, без которого не пройти поверку. Если он потеряется и его не удастся восстановить, единственный вариант – замена прибора на новый.