Шаровой кран

Виды шаровых кранов для нефтепродуктов и их использование: описываем детально

Продукция

  • Поиск продукции
  • Новая продукция
  • Регулирующая арматура для радиаторов

    • Ручные клапаны
    • Термостатические клапаны
    • Клапаны с увеличенным проходом
    • Клапаны с предварительной регулировкой
    • Динамические термостатические клапаны
    • Отсечные клапаны
    • Термостатические головки
    • Беспроводная система – Klimadomotic
    • Kомплекты для отопительных приборов
    • Kлапаны хромированные с глянцевым покрытием
    • Клапаны нижнего подключения для двухтрубных систем
    • Клапаны нижнего подключения для однотрубных систем
    • Зонды
    • Клапаны для стальных панельных радиаторов
    • Аксессуары для радиаторов
    • Комплектующие для радиаторных клапанов
  • Коллекторы и коллекторные сборки

    • Распределительные коллекторы для отопления
    • Модульные коллекторы для отопления
    • Коллекторные узлы для отопления
    • Электротермические головки и термостатические головки с выносными датчиками темпратуры
    • Шкафы и кронштейны для коллекторов
    • Конечные элементы и аксессуары для коллекторов
    • Коллекторы для водоснабжения
    • Сборные и модульные коллекторы для водоснабжения
    • Шкафы и кронштейны для коллекторов
    • Запасные части коллекторов
  • Шаровые краны

    • Шаровые краны для отопления и водоснабжения
    • Краны для водоснабжения
    • Шаровые краны для газа
    • Краны шаровые с фланцевым соединением
    • Краны с пресс-соединением
    • Дренажные краны
    • Краны хозяйственные
    • Аксессуары и запасные части
  • Трубы и фитинги

    • Mеталлополимерные и полимерные трубы
    • Фитинги резьбовые компрессионные для многослойных и полимерных труб
    • Пресс-фитинги для многослойных и полимерных труб
    • Aдаптеры для полимерных и медных труб – фитинги для адаптеров
    • Фитинги для металлической трубы
    • Cгоны, ниппели, переходники
    • Система GX
    • Cистема Giacoqest
    • Комплектующие и инструменты
  • Арматура гидравлической балансировки

    • Балансировочные клапаны
    • Редукторы давления и смесительные клапаны для водоснабжения
  • Оборудование для котельных и тепловых пунктов

    • Фильтры и обратные клапаны
    • Воздухоотводные клапаны
    • Арматура котельных и тепловых пунктов
    • Задвижки
    • Затворы поворотные
    • Арматура для твердотопливных котлов
    • Группы быстрого монтажа для котельных
    • Комплектующие для групп быстрого монтажа
    • Смесительные и зональные клапаны
    • Арматура для дизельного топлива
    • Оборудование для солнечных систем
    • Узлы ГВС
    • Комплектующие для солнечных систем
  • Системы панельного отопления, охлаждения, автоматика терморегулирования

    • Компоненты системы напольного отопления
    • Система напольного отопления без бетонной стяжки
    • Терморегулирующая автоматика – Klimadomotic
    • Терморегулирующая автоматика – KLIMAbus
    • Беспроводная автоматика Klimadomotic
    • Осушители воздуха
    • Универсальные котельные блоки
  • Системы учета тепловой энергии и воды

    • Hепрямое измерение (распределители затрат)
    • Приборы прямого учета тепла и воды
    • Модули для удаленнной диспетчеризации M-BUS
    • Модули для беспроводной диспетчеризации
    • Коллекторные узлы для поквартирного учета
    • Узлы ввода
    • Малые тепловые пункты
    • Блоки в сборе для индивидуального учета
    • Комплектующие систем учета (шкафы, шаблоны, теплоизоляция)
  • Скачать

Конструкция

Шаровой кран с цельносварным корпусом: 1 – шток; 2 – крышка корпуса; 3 – уплотнение штока; 4 – корпус 5 – седло;6 – шаровая пробка; 7 – уплотняющий элемент; 8 – фланец с соединительным выступом; 9 – патрубок под приварку; 10 – фланец с выступом с канавкой под уплотнительное кольцо.

Шаровой кран с корпусом из трех частей
1 – шток; 2 – крышка корпуса; 3 – сальник; 4 – корпус 5 – седло; 6 – шаровая пробка;7 – болтовое соединение корпуса; 8 – уплотняющий элемент 9 – фланец с соединительным выступом; 10 – патрубок под приварку; 11 – фланец с выступом с канавкой под уплотнительное кольцо.

Кран шаровой с верхним разъемом
1 – уплотнение штока; 2 – сальниковая коробка; 3 – крышка; 4 – болтовое соединение; 5 – корпус; 6 – седло; 7 – шток; 8 – шаровая пробка; 9 – фланец с соединительным выступом; 10 – патрубок под приварку; 11 – фланец с выступом с канавкой под уплотнительное кольцо

Далее подробнее разберем конструкцию с цельносварным корпусом. Главным элементом шарового крана является шаровой затвор, изготовленный из кованой стали. Поверхность шара обрабатывается с высокой точностью, а затем покрывается различными материалами. Он помещается в сварной корпус, состоящий из двух полукорпусов, верхнего и нижнего. Полукорпуса изготавливаются из кованой стали и свариваются на специальном оборудовании, обеспечивающим высочайшее качество и прочность сварного шва.

В корпусе шарового крана на подшипниках скольжения установлен шаровой затвор. Низко-фрикционные подшипники обеспечивают низкий крутящий момент при полном перепаде давления на кране.

Верхний шток имеет первичную и вторичную систему уплотнения. Первичное уплотнение обеспечивает тефлоновое кольцо, прижимаемое к штоку с помощью шайбы и нагрузочного болта или гайки. Вторичная система уплотнения предусматривает введение уплотняющей пасты через специальный фитинг.

Уплотнение шарового затвора обеспечивают вращающиеся седла. Каждое седло состоит из металлического кольца с запрессованным в него полимерным вкладышем. Вкладыш обеспечивает плотное прилегание седла к шару. Это первичное уплотнение.

Седло

Система аварийного вторичного уплотнения обеспечивает подачу уплотняющих паст в места износа первичного уплотнения через специальные отверстия. Они равномерно расположены по окружности седла и позволяют подавать пасты и смазки кромки вкладыша. Каждое седло имеет 24 зуба. При каждом закрывании крана храповик, расположенный на шаре, входит в зацепления с зубьями седла и проворачивает его на 15 градусов, таким образом исключается возникновение локальной выработки уплотняемых поверхностей.

Благодаря вращению седел, уплотнительная паста или смазка равномерно распределяется по окружности седла. При низком давлении седло прижимается к шару тарельчатыми пружинами. При высоком давлении седло дополнительно прижимается к шару под действием давления в трубопроводе.

Цилиндрические концевые соединения, привариваемые к основному корпусу, обеспечивают точное положение вращающихся седел относительно шарового затвора.

Особенности установки

Устанавливать шаровый кран можно практически в любом месте трубопровода. Резьбовые изделия легко устанавливаются самостоятельно. В заранее определенном месте труба отрезается, на ней накручивается резьба, наматывается уплотнитель, закрепляется запорный элемент.

Установка приварных или пластиковых кранов потребует использования сварочного аппарата или специального паяльного устройства соответственно.

При горизонтальном размещении крана, поворотная ручка располагается сверху (допускается отклонение от вертикали не более 45°).

После установки кран обязательно проверяется на работоспособность и герметичность во всех положениях

Также, важно убедиться в том, что свободному вращению рычага или «бабочки» ничего не препятствует

Как выбрать кран

Чтобы не ошибиться с выбором крана, следует учитывать ряд важных моментов:

  • Предназначение устройства. В соответствии с ГОСТ изделия для газопроводов идентифицируются по черной или желтой окраске рукоятки, для сетей холодного водоснабжения – по голубой. Красным цветом маркируются шаровые краны, предназначенные для сетей горячего водоснабжения.
  • Способ монтажа детали. На магистралях, предназначенных для транспортировки кислотных, щелочных сред, либо жидкостей с высокими температурами, предпочтение отдается устройствам под приварку.

Помимо номинального прохода, на маркировке изделия присутствует информация о значениях номинального (PN) и рабочего давления, предельной допустимой температуры эксплуатации, дате выпуска детали.

При покупке устройство следует внимательно осмотреть на наличие брака – зазубрин, сколов, вмятин. Также стоит проконтролировать комплектацию, куда обязательно включаются:

  • Корпус.
  • Стальной или латунный шар.
  • Уплотнительная шайба.
  • Ручка управления.
  • Регулировочная гайка.
  • Шток уплотнения.

Также, стоит быть внимательным, чтобы вместо дорогого и долговечного латунного изделия не приобрести за те же деньги низкокачественную подделку из силумина, которая прослужит, в лучшем случае, 2-3 года. Распознать попытку обмана можно по весу – настоящая латунь очень тяжелая.

Для подключения душевых кабин, стиральных и посудомоечных машин, внутренней разводки системы водоснабжения подойдут разборные краны с резьбовым креплением. Вообще, при выборе между цельносварными и разборными деталями лучше отдать предпочтение последним, поскольку они легко поддаются ремонту, просты в эксплуатации, компактны, а также характеризуются хорошим уровнем герметичности.

Что касается стоимости, это не тот вопрос, где следует любым способом пытаться сэкономить. Дешевый кран плохого качества не только прослужит на порядок меньший срок, но и имеет все шансы стать причиной серьезных неприятностей – от затопления соседей снизу до опасной для жизни утечки газа.

Самыми дешевыми ожидаемо считаются изделия умельцев из Поднебесной, наиболее дорогими – итальянские устройства. Российские краны относятся к средней ценовой категории, предлагая разумный компромисс между экономией и качеством.

Особенности устройства и назначение

Конструкция шарового крана чрезвычайно проста и в то же время эффективна. Внутрь металлического или пластикового корпуса (седла) помещается затвор, выполненный в виде шара со сквозным отверстием. Размер отверстия соответствует габаритам входа и выхода устройства.

Шаровый элемент жестко соединяется с рукояткой, и поворачивается вслед за ее вращением. Если шар располагается в открытом состоянии (ось отверстия проходит параллельно оси корпуса), поток жидкости или газа проходит через устройство беспрепятственно, не испытывая гидравлического сопротивления. При повороте на 90°, шар разворачивается глухой стенкой по направлению к потоку рабочей среды, при этом подача носителя полностью прекращается. Поворот на меньший угол дает возможность регулировать интенсивность прохода рабочей среды.

Специалисты отмечают следующие достоинства таких устройств:

  • Сравнительно небольшие габариты.
  • Малый вес.
  • Возможность работы при любой ориентации в пространстве.
  • Отличные показатели герметичности.
  • Выгодное соотношение цены и качества.

Существуют и некоторые недостатки:

  • Для поворота крана на 90° требуется высокий крутящий момент.
  • При быстром открывании крана в некоторых моделях присутствует вероятность возникновения гидроудара.
  • Чтобы шаровый элемент не «залип» и не утратил герметичность, кран желательно открывать и закрывать хотя бы раз в неделю.

Исправляем поломку крана

Виды поломок

ПЕРЕЧИСЛИМ РАЗНОВИДНОСТИ ПОЛОМОК И ИХ УСТРАНЕНИЕ.

Протечка крана

Это происходит при нарушении герметичности уплотнителей шара при долговременном пользовании. Так же при попадании мелких частиц в поворотный механизм шар, в результате чего уплотнительная резинка недостаточно плотно прилегает или быстрее изнашивается. Так же сам шар может иметь повреждения, если изготовлен из некачественных материалов или при попадании мелких частиц.

При нарушении герметичности конструкции, поможет усиленная докрутка соединения конструкции по резьбе заводным ключом, создав более плотное прилегание к шару.

При засоре, следует разобрать конструкцию и промыть, почистить внутренние детали. Почистить фильтр, возможно он засорился. Так же ставят дополнительную сетку на трубы, для удержания мелких песчинок и кусочков ржавчины, чтобы исключить очередную поломку.

Заменить шар, если он имеет повреждения. Заменить уплотнители при их износе.

Трещина на корпусе крана

В этом случае, ремонт конечно же невозможен и приходится менять весь корпус.

Хотя, можно использовать холодную сварку для временного устранения течи, предварительно очистив и обезжирив трещину ацетоном. Таким образом можно устранить поломку, до покупки нового крана и смены конструкции.

Вентиль подачи воды с трудом закрывается

…или открывается, а то и вовсе перестает поворачиваться.

Значит сломался или засорился поворотный механизм затвора. Необходимо разобрать, снять ручку затвора, открутить все прилегающие детали и заменить на новые.

Снижение напора воды

Не спешите разбирать кран. В первую очередь включить воду в остальных устройствах подачи воды. Уточнить у соседей, не уменьшился ли у них тоже напор, чтобы исключить снижение напора коммунальщиками.  Так же может быть причина в засорении очистительной сетки.

На рынке популярностью пользуются фланцевые шаровые краны. Они отличаются надежностью конструкции и применяются в установке на трубах от малого до крупного диаметра. Они зарекомендовали себя с наилучшей стороны.

Для качественного и оперативного ремонта понадобятся:

  • Плоскогубцы
  • Разводной ключ
  • Молоток
  • Торцевой шестигранный ключ
  • Запасные детали (при уверенности в причине неисправности)
  • Тряпочки для протирки и минимизации грязи
  • Жидкое специальное средство для удаления ржавчины
  • Силиконовая смазка для сантехнических целей
  • Отвертка

Ремонт однорычажного смесителя с шаровым механизмом

Устройство смесителя

Виды поломок и их устранение:

  1. Кран закрыт, вода течет. Засорилось пространство между шаром и седлами. Сломался или треснул шаровой картридж (он не подлежит ремонту, только замене).
  2. Напор хороший, а вода из смесителя еле течет. Дело может быть в аэраторе. Из-за жесткой воды он забился.
  3. Нарушена регулировка температуры.

Для того, чтобы устранить неисправность и произвести замену прокладок или основного механизма потребуется демонтировать смеситель:

  1. Снять декоративную заглушку, через отверстие открутить регулировочный рычаг.
  2. Снять рычаг.
  3. Далее демонтируются эксцентрики и купол смесителя.
  4. Водный камень, ржавчину и грязь аккуратно удалить.
  5. Достать шаровой механизм. При нарушении целостности деталь заменить.
  6. Произвести замену всех уплотнителей, сделать это необходимо в независимости от состояния прокладок, в целях профилактики.
  7. Собрать смеситель в обратном порядке.

Если точно следовать инструкции, смеситель начнет работать исправно.

Методы проверки шаровой опоры

Существует 3 основных метода, позволяющих автовладельцу самому проверить состояние шаровой автомобиля. Первый и самый простой — не снимая колеса и даже не поддомкрачивая машину. Второй — с использованием домкрата (нужно вывешивать колеса поочередно). Третий — с использованием подъемника. Такой метод доступен правда лишь в условиях СТО, но подобный метод диагностики дает самый точный ответ на вопрос о состоянии шаровой опоры автомобиля. Также методы проверки отличаются в зависимости от того, к какому типу относится шаровая — однорычажному или многорычажному. Так что рассмотрим более детально исправность шаровой без подъемника ориентируясь лишь стук, люфт и степень износа по тому как шар болтается в корпусе.

Типы шаровых опор

Выбор метода проверки зависит от типа используемых в автомобиле шаровых опор. Как указывалось выше, они бывают двух типов, в частности:

  • Однорычажная или типа Макферсон. Конструкция выполнена таким образом, что в верхней части колесо и его ступица держится на стойке, и вместе с этим снизу опирается на рычаг, с которым контактирует шаровая опора. Такая конструкция используется в большинстве обычных бюджетных автомобилей и чаще всего описывается проверка именно такого типа устройства.
  • Многорычажная. Здесь конструкция предполагает наличие двух рычагов — верхнего и нижнего, к которым прикреплен поворотный кулак. В соответствии с тем, что рычагов два, то и шарниров имеется два, по одному с каждой стороны.

Советы по монтажу и эксплуатации

Перед установкой крана следует протереть резьбу ветошью и очистить от пыли, стружек, грязи; старую резьбу следует прогнать плашкой – это очистит резьбу от ржавчины и осевших солей кальция и магния. Сначала кран примеряют – накручивают без ленты ФУМ и запоминают число витков. Направление наматывания ленты должно совпадать с направлением накручивания арматуры. Накручивают кран на то же число витков, что и при примерке. Минимальное число витков – 4. Затем таким же образом вкручивают сгон или накручивают гайку с другой стороны.

Систему заполняют водой и испытывают, если есть протечка, соединение придется раскрутить, добавить уплотнителя (ФУМ), закрутить и снова испытать.

Во время эксплуатации необходимо хотя бы один раз в месяц закрывать-открывать кран – это позволит снять с шара налет из солей. Нельзя затвор держать в частично открытом состоянии – это приводит к преждевременному изнашиванию затвора. Положение рукоятки должно быть или открыто, или закрыто.

Управление шаровыми кранами

Управление шаровыми кранами может осуществляться посредством ручного (рукоять, маховик, через редуктор) или не полноповоротного механизированного привода ─ пневматического (одностороннего или двухстороннего действия), электрического (в общепромышленном или взрывозащищенном исполнении), гидравлического. Краны с механизированным приводом применяются в трубопроводах с высоким давлением и большим диаметром. Дополнительно они могут снаряжаться ручным дублером. Шаровые краны с пневмоприводом комплектуются электропневматическим распределителем и блоком конечных выключателей.

При расчете привода шаровых кранов учитывают следующие факторы: скорость и вязкость рабочей среды, коэффициент трения материалов уплотнения, воздействие температуры.

Учитывая, что для шаровых кранов очень важно, чтобы за цикл совершался поворот ровно на 90O, на них могут монтировать регулируемые путевые выключатели, обеспечивающие точность положений «открыто» и «закрыто», а чтобы предотвратить риск случайного вмешательства шарового крана в работу трубопроводной системы─ механические фиксаторы органов управления крана в крайних положениях. Первой областью применения появившихся перед началом Второй Мировой войны шаровых кранов были топливные системы авиационной техники

Но очень быстро ими заинтересовались в других отраслях промышленности, и уже в 50-е годы XX столетия началась масштабная экспансия шаровых кранов в самые разные направления технологий. Процесс этот продолжается и сегодня

Первой областью применения появившихся перед началом Второй Мировой войны шаровых кранов были топливные системы авиационной техники. Но очень быстро ими заинтересовались в других отраслях промышленности, и уже в 50-е годы XX столетия началась масштабная экспансия шаровых кранов в самые разные направления технологий. Процесс этот продолжается и сегодня.

За прошедшие десятилетия в развитии шаровых кранов сделан огромный шаг вперед: резко увеличились объемы их производства, созданы новые конструкции, в которых нашли свое место разнообразные инновации и оригинальные технические решения. Шаровые краны с полным основанием можно считать одним из флагманов современной трубопроводной арматуры.

Подготовка к монтажу

Перед тем как демонтировать старый кран и устанавливать новый, в первую очередь необходимо отключить водоснабжение. Поскольку в данном случае речь идет о стояке, сделать это самостоятельно у вас не получится. Поэтому придется обратиться с заявлением в организацию, управляющую вашим домом.

После того как будет получено разрешение, специалист из управляющей компании отключит стояк. И теперь дело за малым: нужно подготовить необходимые инструменты и материалы. Их перечень стремится к минимуму: вам понадобится газовый или разводной ключ, а также ФУМ-лента, необходимая для герметизации соединений.

Обозначения шаровых кранов

Диаметр кранов шаровых — Ду или Dn, это стандартное общепринятое для запорной арматуры обозначение условного прохода. Например диаметр может доходить 1200 миллиметров, сокращённо КШ Ду1200. В разных странах применяются различные стандарты по Ду.

Стандарт диаметров наиболее популярных кранов шаровых в России в миллиметрах: 6, 10, 15, 20, 25, 32, 40, 50, 65, 80, 100, 125, 150, 200, 250, 300, 400 … и до 1200. Наиболее применяемые на трубопроводах КШ Ду от 15 до 50 мм.

Номинальное давление пропускных сред для крана стандартно обозначается Ру или Pn

например Ру160 кг/см или Pn16 Мпа.

Вид крана может отличаться по присоединению к трубопроводу и управлению затвором, краткие обозначения производители КШ обозначают обычно дополнительной литерой, например КШФ — кран шаровой фланцевый. Ну и полностью обозначение выглядит примерно так: КШФ Ду100 Ру16.

Шаровые краны LD: европейское качество российского производства

Урал, главный металлоперерабатывающий регион страны, предлагает сегодня достойную альтернативу европейским изделиям. Так, компания ООО «ЧелябинскСпецГражданСтрой», которую на рынке представляет торговая марка LD, выпускает краны шаровые LD высокого качества, которые используются в различных областях промышленности. Шаровой кран марки LD – универсальный, он используется на газо- и нефтепроводах, в системах водо- и теплоснабжения, в производственных цехах предприятий пищевой промышленности. Кран шаровой LD не требует регулярного технического обслуживания – замены сальников, смазывания. Кран шаровой LD надежно фиксируется, препятствуя утечкам перемещаемого по трубам агента.

Категории трубопроводной арматуры

Блоки предохранительных клапанов2
Вентили стальные104
Вентили чугунные47
Задвижки нержавеющие16
Задвижки стальные – ХЛ3
Задвижки стальные77
Задвижки чугунные37
Задвижки шланговые1
Канализационная арматура6
Клапана обратные96
Клапана предохранительные50
Клапана регулирующие72
Конденсатоотводчики стальные3
Краны бронзовые23
Краны стальные – ХЛ45
Краны нержавеющие31
Краны стальные79
Вентили бронзовые18
Краны титановые1
Краны чугунные2
Метизы3
Насосы2
Отводы20
Отопительное оборудование36
Переключающие устройства1
Переходы18
Регулирующая арматура31
Пожарная арматура44
Счетчики воды31
Тройники14
Трубы46
Указатели уровня3
Уплотнительные материалы18
Фильтры, грязевики54
Фитинги26
Фланцы32
Элеваторы7
Электроприводы1
Шаровые краны81
Другое28
Пневмоприводы2
Конденсатоотводчики чугунные2
Затворы стальные38
Затворы чугунные31
Вентили энергетические1
Задвижки энергетические3
Клапана энергетические1
Клапана отсечные12
Компенсаторы сильфонные40

Устройство крана с шаровым механизмом

Краны с шаровыми механизмами завоевали широкую популярность прежде всего из-за простоты и надежности конструкции. Такое устройство содержит в себе минимальное количество деталей, что существенно повышает срок его безаварийной эксплуатации. Несомненным преимуществом кранов с шаровыми механизмами является полное герметичное перекрытие потока жидкости в трубопроводе, что позволяет их использовать не только в бытовых системах водоснабжения и отопления, но и в трубопроводах с агрессивными жидкостями или в газопроводах.

Типовое устройство крана с шаровым механизмом

Конструкция кранов с шаровыми запорными механизмами была разработана около века назад. Первые модели шаровых кранов не отличались высокой надежностью, так как применяемые материалы и используемые технологии в промышленности не позволяли обеспечить плотное прилегание составных частей устройства друг с другу.

Переломить ситуацию смогло изобретение искусственных материалов, таких как каучук и фторопласт. Из этих материалов стали изготавливать уплотнительные элементы, которые обеспечили надежное перекрытие потока жидкости или газа. Также при изготовлении шаровых запорных кранов стали использоваться современные смазки, которые обеспечили длительную эксплуатацию устройств.

Шаровый запорный кран полипропиленовый состоит из минимума подвижных элементов, что позволяет пользоваться им в течение длительного времени. Основной составной частью таких устройств является затвор, представляющий собой шар со сквозным отверстием, диаметр которого совпадает с внутренним сечением трубопровода. Шар изготавливается из высокопрочной стали и устанавливается в корпус на фтороплатовые прокладки.

Конструкция шарового запорного крана

Внутри корпуса шар-затвор может поворачиваться вокруг оси, расположенной перпендикулярно потоку жидкости в трубе. Нормальное положение крана – открытое, жидкость свободно проходит через сквозное отверстие в шаре-затворе. При открытом положении в потоке жидкости, проходящей через запорный кран, отсутствуют какие-либо гидравлические возмущения, что обеспечивает стабильную работу водопровода или отопительной системы. При повороте шара на 90 градусов на пути потока жидкости оказывается боковая поверхность затвора, полностью перекрывающая течение.

Простота и надежность конструкции шаровых запорных устройств привела к тому, что они практически вытеснили другие типы закрывающей арматуры на магистральных линиях.

Устройство запорной арматуры с шаровыми механизмами немного отличается от водораспределительных смесителей. В последних рабочий механизм также выполнен в виде шара с полостью, но в нем имеется два входных отверстия и одно выходное. Горячая и холодная вода смешиваются внутри шара-затвора и смесь подается на излив. Шар-затвор в таком кране вращается в нескольких плоскостях, одновременно регулируя уровень подачи холодного и горячего потока и напор струи из излива.

Устройство смесителя с шаровым механизмом

Материалы изготовления шаровых кранов

Краны с шаровыми механизмами могут изготавливаться из различных материалов:

  • пластиковые устройства отличаются дешевизной, но они не предназначены для работы с горячими жидкостями;
  • латунные устройства могут выдерживать довольно большую температуру, но они очень чувствительны к наличию примесей в воде;
  • наиболее надежными являются краны, рабочие механизмы которых изготовлены из нержавеющей стали. Этот материал способен выдерживать большие температуры без деформации и отличается особой прочностью, его поверхность чрезвычайно устойчива к мелким примесям в потоке жидкости.

Стоит отметить, что краны с шаровыми механизмами могут иметь как ручное управление, так и комплектоваться электрическим или пневматическим приводом. Такая комплектация обеспечивает возможность дистанционного управления устройством, что используется обычно на промышленных трубопроводах.

Однако кран с дистанционным управлением вполне может найти применение и в обычной квартире. В частности, именно на основе таких кранов проектируются и строятся системы, обеспечивающие аварийное отключение водопровода при чрезвычайных ситуациях, например, при порыве шланга у стиральной машины.

Шаровый стальной кран с пневматическим приводом

Шаровый стальной кран с электрическим приводом

Шаровые изделия из пластика обладают меньшей прочностью и не устойчивы к высоким температурам, поэтому их не используют при подведении газа, для горячего водоснабжения или отопительных систем.

Конструкция шаровых кранов

Краны шаровые вне зависимости от вида корпуса и присоединения к трубопроводу, по своей конструкции и названию объединяет общее — это затвор виде шара в седле с уплотнительными кольцами.

Конструкция состоит из четырёх основных частей.

  • Неподвижная часть шарового крана — корпус (разборный или цельносварной)
  • Подвижная часть, затвор крана — шар с проходным отверстием, и управляющим штоком
  • Уплотнительные элементы затвора шарового и штока — кольца и прокладки из фторопласта или иного уплотнительного материала
  • Управляющий механизм — ручка или маховик, редуктор, пневмопривод или электропривод

Технические характеристики кранов шаровых

Характеристики кранов зависят от материалов, применяемых для изготовления деталей шарового крана, соблюдения технологий производства и использования в производстве современного оборудования.

Как следствие — выше характеристики материалов исполнения, больше возможностей эксплуатации в окружающей среде и разнообразие составов пропускных сред.

Коротко о основных характеристиках КШ по эксплуатации в окружающей среде в разных климатических условиях, обозначения:

  • У — умеренный климат
  • ХЛ — умеренный и холодный
  • УХЛ — умеренный, холодный и кислотостойкий

Также долговечность эксплуатации зависит от качества и характеристик уплотняющих материалов шарового затвора и штока крана.

Устройство и принцип работы

Шаровый кран состоит из корпуса, запорного элемента (пробки) шарообразной формы, закрепленного на штоке (перпендикулярном оси движения среды). В запорном элементе имеется круглое отверстие для прохода среды. Запорный элемент (пробка, затвор) и седло уплотняется фторопластами или синтетическим каучуком. Шток (шпиндель) поворачивается рукояткой.

Для полного перекрытия трубопровода достаточно повернуть рукоятку, вращающую шток, на 90°. При этом затвор в виде шара поворачивается и своей сплошной стороной надежно и герметично перекрывает поток среды. При открытии рукояти затвор поворачивается таким образом, что ось сквозного отверстия в затворе совпадает с осью трубопровода и жидкость свободно движется через кран.

Конструктивные особенности шарового крана обеспечивают возможность очень легкого и быстрого перекрытия потока среды, особенно по сравнению с задвижками и вентилями. Поэтому популярные раньше вентили (клапаны), которые для перекрытия потока нужно было долго крутить, отходят в прошлое, а рычажные смесители стоят уже в каждой квартире.

Популярный материал:

Дизайн ванной комнаты с душевой: расстановка мебели в интерьере
Душевая из плитки своими руками с фото и видео: установка и размер поддона, монтаж тёплого пола
Трубы для воды в квартире, частном доме и на даче: как выбрать и установить правильно
Фильтры на кухню: подключение на кран в домашних условиях
Как сделать раковину над стиральной машиной во время ремонта стены: хорошая высота и схема чертежа
Электрические водонагреватели с маленьким и большим бачком: как подключить клапан
Как подключить инсталляцию в туалете к канализации
Сушилка на потолок или водяной полотенцесушитель для душевой?